Собор Михаила Архангела

День памяти Акакия Мелитинского и Симеона Солунского

Преподобный Акакий, епископ Мелитинский


Беседа, сказанная в Ефесе, в собрании отцов


   При взгляде на это светлое и духовное общество святого собора, я ощущаю, возлюбленные, и радость и вместе упование. Радость, – так как и мне, меньшему из всех, в это обширное море мудрости приходится пустить легкий челн слова; упование, – потому что великие волны раздора скоро прекратятся, и во всей Церкви водворится тишина мира Господня. Если двенадцать учеников, воззвав ко Господу, тотчас утишили бурю, когда их корабль был обуреваем ветрами, то тем более, без сомнения, можно надеяться этого теперь, когда столько учеников, единодушно собравшихся, умоляют Господа своими голосами, когда здесь присутствует великий и мудрый правитель, не боящийся никаких ветров и бурь, но благоразумно допускающий к рулю и других гребцов, убеждая их взяться за него и не переставая единодушно взывать ко Господу: «Господи, не радиши ли, яко погибаем» (Мк.4:38)? Тотчас вняв его голосу, Он сказал, не смотря на шум жестоких волн моря: «молчи, престани» (Мк.4:39). Весьма прилично порадоваться о настоящем положении вещей, и воздать должное благодарение Богу. Ибо буря, поднявшаяся по-видимому против истины, собрала во едино земные светила, которых жизнь есть благая воня для Бога, а цель единодушное проповедание одной и той же истины. Ибо мы поучаем приходящих к нам тому, чему сами веруем. А веруем мы, что един есть Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, Бог Слово; прежде всех веков от единого Отца, и в последние дни в образе раба, един от единого горе, един от единой долу: то и другое божественно, а человечески потому, что рожден в нашей плоти и младенчестве; бесстрастный по божеству, но добровольно пострадавший за нас плотью; не неволею подъемлющий домостроительство, но добровольно Себя умаливший, приняв зрак раба И для чего приняв? для того, чтобы и тебя сделать участником славы. Об этом свидетельствует Павел, говоря: «наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашею Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его» (Филип. 3:20-21). Приняв добровольно тело раба и соединившись с плотью, каким образом Он избежал рабских страданий, а если избежал, то зачем принимал страстный зрак раба? Приняв зрак раба, Он не отказался от рабских страданий, потому что был послушлив. Владычествующий на небе, на земле сделался покорным. Бывший Сыном горе, на земле сделался отроком. Я напомню тебе известное пророчество. Блаженный Исаия восклицает: «отроча родися нам, Сын и дадеся нам» (Ис.9:6). Что значит дадеся? то, что Он не только был рожден, но и дан, Сый дан был. «Егоже начальство на раме Его». Какая область воплощенного Бога Слова? Церковь. А что Он сам? Глава тела Церкви. Зачем Он носит свою область «на раме»? Потому Он возложил ее на свои рамена, что она была попрана. «Егоже начальство на раме Его; и нарицается имя Его велика совета Ангел». Нарицается по таинству домостроительства. Что значит: «Советник, Бог крепкий, Властелин, Отец будущего века»? то, без сомнения, что Он владыка горе, долу подданный; Сын горе, долу отрок; дивный советник горе, долу человек; Бог крепкий горе, на земле человек, заушаемый, подвергающийся бесславию; пригвождаемый ко кресту и претерпевающий на нем смерть. Ибо из того, что касается зрака раба, принятого Богом, Он ничего не отринул, чтобы устроить нам жизнь спасения и излить на нас благодеяние, заслуженное этим великим уничижением. «Не отметаю благодати Божия» (Гал.2:20). Я отказываюсь высказывать то, что Он перенес для меня. Бесстрастный, соединив Себя с страстною плотью, не отказался от страданий, но перенес их для моего спасения. Деву Богородицу я не лишаю той чести, какую она усвоила себе заслугами в домостроительстве. Если прилично, возлюбленные, прославлять на ряду с жертвенниками Христовыми бесславный крест, носивший Христа, тем более прилично чтить Богородицу, принявшую в себя Божество для столь великого благодеяния.


   Итак, святая Дева есть Богородица. Бог, родившийся от нее, не заимствовал от нее никаких начал бытия, кроме тех, чтобы быть человеком. Итак, еретик, не обещай себе извинения, когда ты злословишь такого человека, поставляя его в ряд рабов и творений. Не хвались, иудей, как будто ты распял простого человека. Не за простого человека восклицал с негодованием блаженный Давид против этого рода: «да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы» (Пс.68:24). Не падет упование Церкви, если она возложила свою надежду на такого человека. Она должна иметь веру блаженному Павлу, который говорит: «Аще бо по человеку со зверем боряхся в Ефесе, кая ми польза» (1Кор.15:32)? Не по человеку, не за человека блаженные апостолы положили свою жизнь в ранах, темницах, бичеваниях, не по человеку, не за человека святые мученики, сражаясь по всему лицу земли, убиваемые и поражаемые, оставили сей мир, а за Господа нашего и Бога, который был прежде всех веков, а после явился на земле и жил с человеками, как овца веден был на заколение, воскрес в третий день, явился пятидесяти братьям, вместе бывшим, и в виду учеников вознесся на небо, откуда подобным образом имеет опять прийти судить живых и мертвых. Сия есть вера наша; на этом основании построена наша Церковь, которую «врата адова не одолеют» (Мф.16:18). О если бы, вашими молитвами укрепляемый, я мог воздать достойные хвалы святейшему Богу, которому да будет слава во веки веков. Аминь.



Святитель Симеон Солунский


Истолкование молитвы «Господи помилуй!»


    «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» и сокращеннейше: «Господи помилуй!» от Апостольских времен даровано христианам, и определено, чтоб они непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма не многие ныне знают, что значит: «Господи помилуй!». Потому взывают бесплодно; вопиют: «Господи помилуй!», а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут. Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа Иисуса? – Какая?! – Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падшем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он, с тех пор, как воплотился и сделался человеком, как пострадал такие страсти, и излиянием всесвятой крови Своей искупил человека из рук дьявола, – с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества особенным неким образом. Все наше и стало таким образом в Его руках. Господь и прежде воплощения искони был Господом всех тварей, видимых и невидимых, как Создатель их и Творец. 


    По бытию так это и есть и будет, но не по свободной деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем своим, и отторглись от Него, сущая Владыки всяческих. Ибо всеблагой Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Почему, которые из них хотят быть под властью и управлением Божиим, над теми Он господствует и тех защищает, а которые не хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных. Посему и Адама, когда он, прельщенный Богоотступником дьяволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел слушаться заповеди Его, оставил Он произволению его, не желая властительски господствовать над ним. Но завистливый дьявол, прельстивший его в начале, не перестал и далее прельщать его, пока не сделал его по неразумию его подобным скотам несмысленным, и он стал жить подобно неразумным животным. 


    Тогда сжалился над ним многомилостивый Бог, и преклонив небеса, сошел на землю и сделался человеком человека ради, и пречистою кровью Своею искупив его, устроил для него спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как благоугождать Богу, Божественным крещением возродил и воссоздал его, в пречистых тайнах питание небесное учредил ему, и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел способ, как Ему быть нераздельно с человеком и человеку с Ним, чтоб дьявол не имел более места в человеке. Но и после сего Он все же никого не приневоливает, но оставляет всем на произвол спасаться, как им предлагается, или гибнуть. Так это и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении; из коих иные совсем не веруют в Евангелие, а иные и веруют, но не живут по Евангельски. Которые теперь христиане, после стольких даров благодатных, после стольких благодеяний Божиих, опять прельстились дьяволом и по действию мiра и плоти отдалились от Бога, и подпали под иго рабства греху и дьяволу, творя волю его, но не совсем еще сделались бесчувственными, чтоб не чувствовать зла, какое пострадали, а понимают ошибку свою и сознают рабство, какому подпали, сил же на то, чтоб избавиться от него, в себе не видят; те прибегают к Богу и вопиют: «Господи помилуй», чтоб сжалился над ними многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов, и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии. Итак, те христиане, которые с такой целью вопиют: «Господи помилуй!» всеконечно сподобятся милости Божией, и получат благодать, чтоб освободиться от рабства греху и спастись. Те же, которые совсем не имеют сказанных помышлений и не сознают бедственности своего положения и своего порабощения воле плоти и мiрским обычаям, и даже времени не имеют подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели, просто по одной привычке вопиют: «Господи помилуй!» Эти как могут получить милость Божию? и особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше не получать ее, нежели, получив, опять потерять, потому что тут уж будет двойное прегрешение. Поясняю теперь тебе тоже примерами. Представь себе человека бедного и нищего, желающего получить милостыню от кого-либо из богатых. 


    Что говорит он, пришедши к богатому? – Ничего, как помилуй мя! Сжалься над моею бедностью, и благоустрой мой жизнь. – Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от тяготы сей, приходит к решению – упросить того, кому должен, простить ему долг. Приходит к нему, и что говорит? – Тоже только: помилуй мя! сжалься над моею бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда кто провинится в чем-либо пред другим, и желает получить от него прощение; что делает? Приходит к тому, против кого погрешил и говорит: помилуй мя! Прости мне, в чем я погрешил пред тобою. Все такие знают, о чем просят и для чего просят, и получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо себе. – Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен пред Богом, и оскорблял Его многократно. Если он вопиет будто к Богу: помилуй мя! А между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему она ему благопотребна, а просто по привычке взывает: Господи помилуй! – как Бог подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, потому внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще прежнего сделается грешником? Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы грешные, непрестанно вопия к Нему: Помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою: дай мне духа силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии искушениям дьявола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более отблиз Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями; дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержан от гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд. Кто знает и чувствует, сколь потребно все сказанное и, прося того у многомилостивого Бога, взывает: Господи помилуй! тот наверное получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и благодати Его. Но кто не знает ничего из того, что мы сказали, и только по привычке взывает: Господи помилуй! тому нет возможности получить когда-либо милость от Бога. Ибо и прежде он уже получил много милостей от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога, даровавшего ему их. Получил он милость Божию, когда создан был и стал человеком; получил милость, когда воссоздан был в крещении и стал православным христианином; получил милость, когда избавился от стольких бед, душевных и телесных, испытанных им в жизни; получал милость Божию, всякий раз, как сподоблялся причащаться пречистых тайн; получал милость Божию всякой раз, как согрешал пред Богом и огорчал Его грехами своими, а не был погублен и не наказан, как подобало; получал милость Божию, когда многообразно благодетельствован был от Бога, но или не сознавал того, или забывал. 


    Такому христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует, что получил столько милостей от Него? – И теперь если и взывает: Господи помилуй, то не знает, что говорит, и произносит слова сии, без всякой мысли и цели, по одному лишь обычаю.

28.09.2017, 63  просмотра

.


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Библиотека "Благовещение" Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи Библиотека святоотеческой литературы АЗБУКА ВЕРЫ Яндекс.Метрика
Система управления сайтом Host CMS
Новости Наш Собор Заказные богослужения Храмы и часовни