Собор Михаила Архангела

День памяти Григория Декаполита и Прокла Константинопольского

Преподобный Григорий Декаполит


Историческое сказание, весьма полезное и во многих отношениях сладостное, о видении, которое увидев однажды, некий Сарацин уверовал, соделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа


1. Военачальник Николай, по прозванию Иулас разсказывал мне, что в его городе, который Сарацины на своем языке называют «Виноградом» [1], послал Амерумнес [2] Сирийский своего родственника для исполнения каких-то служб в названном лагере.


2. Там есть великий храм, древний и дивный, святаго и всеславнаго Георгия. Когда Сарацин увидал храм издали, он праказал своим рабам внести свои вещи в храм, а потом и верблюдов ввести числом двенадцать, чтобы сверху наблюдать за их кормлением.


3. Тогда иереи этого благоговейно чтимаго храма стали упрашивать его (сарацинскаго начальника) говоря: «Господин! не делай этого, ибо это храм Божий; не оказывай пренебрежения к сему и не дозволяй помещать верблюдов в священном жертвеннике Бога». Но непреклонный и безразсудный Сарацин не хотел внять прошениям пресвитеров и на арабском языке сказал слугам своим: «что же вы не делаете приказаннаго вам»? И тотчас рабы его исполнили то, что повелел он. И вот, по устроению Божию, вошедшие верблюды все падают в храме и издыхают. Увидав это поразительное чудо, Сарацин пришел в изумление и приказал своим слугам выносить и бросать вдали от храма умерщвленных верблюдов. Слуги так и сделали.


4. А как в тот день был праздник и приблизился час (для служения) божественной литургии, то иерей, намереваясь начать божественную проскомидию, сильно боялся в присутствии Сарацина приступить к совершению безкровной жертвы. Но другой иерей, сотовариш того, сказал намеревающемуся священнодействоват: «не бойся! Разве ты не видал поразительнаго чуда? Чего страшиться?». Тогда названный иерей безстрашно начал святую проскомидию.


5. Когда увидал это, Сарацин вознамерился наблюдать, что будет делать иерей. Итак, когда иерей начал божественную проскомидию и взял хлеб для приготовления безкровной жертвы, то Сарацин увадал, что иерей взял руками дитя и стал закалать его, изливая и смешивая в потире кровь его, а тело его раздробляя и полагая на дискосе.


6. Видя все это, Сарацин пришел в неистовство от великой ярости и исполнился гнева на иерея, намереваясь умертвить его. Когда же настал час святаго входа [3], Сарацин снова и еще яснее увидал на дискосе дитя, разсеченное [4] на четверо, и его кровь в потире, стал опять неистовствовать с великим гневом. И когда приблизился конец божественной литургии и некоторые из христиан намеревались принять божественныя тайны, тогда, после возгласа иерея: «со страхом Божиим и верою приступите», все христиане преблагоговейно наклонили головы, а некоторые из них приступили к принятию святых таин. Тогда опять уже в третий раз увидал Сарацин, что лжицею иерей раздает приобщающимся от тела и крови дитяти. После того как христиане с покаянием [5] приняли божествевныя тайны и Сарацин видел, что они приняли от тела и крови дитяти, он исполнился гнева и ярости на всех.


7. По совершении божественной литургии иерей раздал антидор всем христианам. Сняв с себя все священническое облачение, он наилучшую часть хлеба дал и Сарацину. Последний спросил на арабском языке: «что это»? Иерей ответил: «Господин, – от хлеба, на котором мы литургисали» [6]. Сарацин же сказал с гневом: «на сем ли литургисал ты, пес, злодей, мерзавец и убийца? Разве я не видал, что ты взял дитя и заколол, кровь его излил [7] в потир, а тело его, разсекши на части, положил на дискосе? Разве я не видел сам все это, злодей и убийца? Разве я не видел, что ты ел и пил от тела и крови дитяти, и дал от него также и присутствующим? Даже и теперь еще они имеют в устах своих окровавленное мясо»?


8. Услыхав это, иерей в изумлении сказал: «Господин! Я – грешник и не могу видеть столь великаго таинства. Если же ты, господин, узрел такое таинство, то верю Богу, что великий ты человек».


9. Сарацин же сказал: «так это не так, как я созерцал»? Иерей: «так, господин мой, так; но я, будучи грешником, не могу видеть это таинство, – только (вижу) хлеб и вино, – и в этот хлеб и вино мы веруем, сохраняем и приносим в жертву в образ тела и крови Господа нашего Иисуса Христа. Даже и такие великие и чудные отцы, светила Церкви и учители, как божественный Василий Великий, преславный Златоуст и богослов Григорий, не видели сего страшнаго и ужаснаго таинства. Я же как могу видеть»!


10. Услыхав это, Сарацин изумился и приказал рабам своим и всем присутствовавшим в храме поспешно выдти из храма. Потом взял он иерея за руку и сказал: «как вижу и удостоверяюсь, велика вера христиан; если есть у тебя желание, крести меня, Отче»! Иерей же говорит Сарацину:


11. «Господин! Мы веруем и исповедуем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшаго в мир ради нашего спасения.


12. Веруем в Святую Троицу и единосущную и нераздельную, в Отца, Сына и Святаго Духа – едино божество.


13. Веруем в Марию Приснодеву, матерь Света, родшую плод жизни, вышереченнаго Господа нашего Иисуса Христа, – и прежде рождения деву, и в рождении деву, и после рождения деву.


14. Веруем во всех святых апостолов, и пророков, мучеников, преподобных и праведных, как служителей Бога. Наконец, господин мой, разве не знаешь ты, что вера православных христиан выше всех»?


15. Сарацин опять сказал: «молю тебя, Отче! крести меня». Иерей же ответил: «да не будет! Я не могу совершить такое дело, – если я это сделаю и твой родственник Амерумнес узнает об этом деле, то он умертвит меня и разрушит и храм. Но если есть у тебя желание креститься, ступай в такое-то место на горе Синае [8], там есть архиерей, он тебя крестит».


16. Сарацин сделал поклон [9] пресвитеру и вышел из храма. Но после перваго часа ночи он снова пришел к иерею, снял с себя золотыя царския одежды, облекся в какое-то весьма бедное вретище власяное [10] и, удалившись ночью, скрылся. Прийдя на гору Синай, он приял там святое крешение от архиерея.


17. Он выучил псалтирь и постишно повторял (стихословил) каждый день.


18. По прошествии трех лет в один день он сказал архиерею: «позволь мне, Владыко, увидеть Христа»? Архиерей же сказал: «молись с верою правою и в один из дней ты узришь Христа, как того желаешь». И опять когда-то  бывший Сарацином сказал: «Владыко! дозволь мне сходить к иерею, научившему меня, когда я видел ужасное видение в храме преславнаго мученака Георгия». Архиерей сказал: «иди в мире».


19. И так пришел он к иерею, сделал ему поклон, приветствовал его и сказал: «знаешь ли, Отче, кто я»? На это иерей: «человека, котораго накогда не видел я, как могу знать»? Но прежний Сарацин опять сказал: «не родственник ли я Амерумнеса, вогнавший некогда верблюдов в храме, где все они были умерщвлены, – и на божественной литургии видевший страшное видение»? Тогда иерей, провидя его, изумился и прославил Бога, видя прежняго арабскаго волка ставшим кроткою овцею Христа, – приветствовал его с любовию и пригласил его вкусить хлеба в келлии своей.


20. И сказал прежний Сарацин: «прости меня, Владыко Отче! я хочу и желаю видеть Христа, как сделать это»? Иерей ответил: «если ты хочешь видеть Христа, иди к своему родственнику и проповедуй Христа, похули и прокляни веру Сарацин и Магомета, их лжепророка, – право возвещай истинную веру христиан без страха, – там и увидишь Христа».


21. Прежний Сарацин пошел охотно и ночью сильно стал стучать в двер Сарацина (своего родственника).


22. Стражи ворот и дома Амерумнеса спрашивали: «кто кричит и ударяет в двери»? Он отвечал: «я – родственник Амерумнеса, когда-то  убежавший и скрывшийся, теперь хочу видеть моего родственника и нечто сказать ему».


23. Стражи ворот тех тотчас же возвестили Сарацину: «Господин! твой родственник, когда-то  убежавший и скрывшийся». Амерумнес, вздохнув, сказал: «где он»? Они отвечали: «при двери дворца». Тогда он приказал рабам своим с факелами и светильниками встретить его. Все сделали по приказу царя Амерумнеса, взяли за руку монаха, прежняго Сарацина, и привели его к Амерумнесу, его родственнику.


24. Увидя его Амерумнес очень обрадовался, со слезами поцеловал его и сказал: «что это? где ты жил доселе? не родственник ли ты мой»? Монах же сказал: «не узнаешь меня своего родственника, ибо теперь я стал христианином и монахом, как видишь, благодатию Бога всевышняго, – жил я в пустынных местах, дабы наследовать Царство небесное и, как надеюсь на неизреченное милосердие Вседержителя Бога, наследую царство Его.


25. Так и ты, Амерумнес, прими святое крещение православных христиан, дабы наследовать тебе жизнь вечную, как и я надеюсь».


26. Амерумнес же, засмеявшись и качая головою, сказал: «что ты болтаешь, несчастный! Что болтаешь! Что случилось с тобою? Горе тебе, жалкий! Зачем покинул ты свою (прежнюю) жизнь и царственные скипетры, и как один из бедняков ходишь облеченный в зловонную власяницу»!


27. Монах же возражал на это, говоря так: «благодатию Бога, все, что имел я, когда был Сарацином, было законом и жребием диавола, а во что теперь видишь меня облеченным, есть слава и похвала и залог будущей вечной жизни. Я проклинаю веру Сарацин и их лжепророка».


28. Тогда Амерумнес сказал: «выводите его, потому что он не знает, что болтает». И выведши его, поместили в одной части дворца и дали ему пищи и питья. Так провел он три дня, не ел и не пил, но право и верно молился Богу и, склонив колена, говорил:


29. «На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои» (Пс.24:1). И опять говорит: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс.50:3). И еще: «просвети очи мои, да не когда усну в смерть. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него» (Пс.12:4–5). «Утверди сердце мое, Господи (Пс.85:11), да препобежду чувственный соблазн Сарацинский, дабы не попрал меня лукавый диавол и да не устрашусь смерти имени ради Твоего святаго».


30. И сделал знамение креста, говоря: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашу­ся?» (Пс.26:1) И снова возгласил против Амерумнеса: «прими святое крещение, дабы приобрести тебе безмерное Царство Божие».


31. И снова приказал Амерумнес предстать ему пред ним и, кроме того, приготовил весьма роскошныя одежды и сказал: «радуйся, несчастный! радуйся, – и веселись царству своему; не пренебрегай своею жизнию и цветущею юностию и не броди безразсудно, как нищий и бедняк. Горе тебе, несчаствый! Что замышляешь ты»?


32. Монах же с улыбкою отвечал Амерумнесу: «не оплакивай замыслы мои! Я задумал исполнить дело Христа моего и пославшаго меня отца иерея, который и научил меня. А одеяния, которыя ты приготовил мне, продай и дай нищим, да и сам оставь временныя скиптры царства, дабы приять скипетры вечной жизни. Не надейся на настоящия блага, но на будущия, не полагайся; на лжепророка Магомета, сквернаго и мерзкаго, сына казни [11], но уверуй в Иисуса Христа Назорянина, Распятаго. Веруй в Троицу единосущную – единое божество, – в Отца, Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную».


33. Тогда Амерумнес, опять разсмеявшись, сказал вельможам, собравшимся во дворце: «и он лишился разума, что с ним делать! Выведите его вон и изгоните его».


34. Но сидевшие при царе вельможи сказали: «он намеревался осквернить и уничтожить сарацинскую веру. Разве не слышишь, как он хулит и проклинает великаго пророка нашего»?


35. Монах же и бывший Сарацин стал громко вопиять: «скорблю о тебе, Амерумнес, сильно, поелику не желаешь спастись, несчастный! Уверуй в Господа нашего Иисуса Христа распятаго и прокляни веру Сарацин и лжепророка их, как и я (делаю)».


36. Тогда Сарацин Амерумнес сказал: «выведите его вон, как я повелеваю, ибо он лишился разума и не знает, что говорит».


37. Но окружавшие царя сказали: «и так, проклявшаго сарацинскую веру и изрекающаго хулу на великаго пророка ты слушаешь и говоришь: он не знает, что́ болтает. Если не умертвишь его, пойдем и мы сделаемся христианами».


38. Амерумнес говорит: «я не могу умертвить его, ибо он мой родственник и я жалею его. Но возьмите его вы и делайте, как хотите».


39. Тогда они схватили монаха с великим гневом, повлекли вон из дворца и предали его многим пыткам, дабы обратить к прежней вере Сарацинской. Но он, не желая сего, учил всех именем Иисуса Христа Назорея, дабы они уверовали и получили спасение.


40. Сарацины же повлекли его вон из города и там побили камнями этого преподобнейшаго монаха, именем Пахомия.


41. В ту ночь звезда с неба низошла и почила [12] над преподобнейшим мучеником. Ее видели все в продолжение сорока дней. И многие из них уверовали. Молитвами преподобнейшаго мученика и Пресвятой Богоматери Марии Приснодевы и всех святых во оставлении грехов наших, аминь [13].



Cвятитель Прокл Константинопольский


Похвальное слово Пресвятой Богородице


Все празднества в честь святых досточудны, и уподобляются блистанию звезд. Как звезды, быв утверждены на небе в известном порядке, на известном расстоянии одна от другой, распознаются и освещают весь земной шар – одна и та же звезда видна и у Индейцев, не скрывается и от Скифов, сияет над землею и озаряет море, путеводствуя плавателей; и хотя всех их, по причине множества, имен мы не знаем, однако удивляемся их красоте и блеску: так и всякий святой. Хотя останки (святых) заключены в гробах, но сила их не ограничивается поднебесного. И что сказанное справедливо, можно тебе удостовериться из самого опыта. Палестина скрывает останки Авраама, а куща его спорит с раем: там Бог произнес приговор Адаму, здесь же гостеприимно принят был патриархом. Кости Иосифа вмещаются в одиноком гробе; но брань его с египтянкою изумляет концы вселенной. Гроб Моисея неизвестен (Втор.34:6); но о нем и по смерти возвещает жезл, рассекший Чермное море. Где погребен Исаия – не знаем; но вся Церковь провозглашает его пророчество: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис.7:14). Даниил погребен в Вавилоне; но вещание его слышится по всей земле: «се, на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше» (Дан.7:13). Анания и другие (два) отрока скончались также в Вавилоне; но вся вселенная каждодневно воспевает их песнь: «благословите, вся дела Господня, Господа» (Дан.3:57). Иезекииль предан земле у Персов; но он с Херувимами вопиет: «благословенна слава Господня от места Его» (Иез.3:12). Таким образом диавол не получил никакой пользы от того, что нанес смерть Адаму в раю: так как чрез смерть Бог отверз праведным дверь упования.


Все памяти святых достославны. Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством. Авель именит жертвою; Енох памятен благоугождением; Мельхиседек прославляется, как образ Христов; Авраам возвеличивается за веру; Исаак восхваляется, как образ; Иаков ублажается за борьбу; Иосиф чтится за целомудрие; Иов заслужил удивление терпением; Моисей знаменит, как законодатель; Иисус Навин памятен, как военачальник; Сампсон досточтим, как собеседник Божий; Илия достохвален, как ревнитель; Исаия достославен, как богослов; Даниил достоублажаем, как прозорливец; Иезекииль досточуден, как созерцатель неизреченного; Давид именуется отцом таинства по плоти; Соломон превозносится, как мудрый; но все это – ничто в сравнении с Богородицею Мариею. Все они видели (Христа) только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. И что могло бы воспрепятствовать неизреченному домостроительству Бога Слова? Грубость ли (плоти)? Но это – вещественная принадлежность, а Слово (само по Себе) чуждо такой грубости. Чрезвычайность ли такого уничижения? Но Божество не ограниченно. Зачатие ли? Но Сотворивший (Деву) не осквернился, так же как и Воплотившийся и Родившийся от Нее; и даже человеколюбие приносит Царю тем большую славу. Рождение ли? Но оно не умалило Безначального. Вочеловечение ли? Но естество Божеское не потерпело изменения. Матерь ли по плоти? Но (Родившийся) не перестал быть по Божеству без матери. Ясли? Но (Сын) не оставил недра Отчего. Вертеп ли? Но Троица никогда не оставляла престола. И так в мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею. Человек! Прейдя умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях? «Небеса поведают славу Божию» (Пс.18:2); Ангелы служат (Богу) со страхом, Архангелы покланяются с трепетом; Херувимы, не могущие (зреть славы), ужасаются; Серафимы, летая окрест, не приближаются, и трепеща взывают: «свят, свят, свят, Господь Саваоф: исполнены небеса и земля славы Его» (Ис.6:3); воды не перенесли гласа (Лк.8:24); облака служили колесницею при трусе воскресения; солнце, не стерпев поругания (Творцу), вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились; гора, принявшая сошествие (Божие), воздымилась (Исх.19:13); купина, не снося видения, возгорелась; Иордан, устрашившись, обратился вспять; море, убоявшись жезла, разделилось, повинуясь предзнаменованию Владычному; жезл Ааронов силою прообразования расцвел, преступив закон природы; огнь в Вавилоне устыдился лика троичного: исчисли все чудесное, и дивись превосходству Девы. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой.


Блаженны чрез Нее все жены: род их не подлежит более клятве, и даже превосходит славою Ангелов. Ева уврачевана: проходится молчанием жена Египетекая; погребена Далида; забыта Иезавель; не вспоминается более Иродиада. Теперь лик жен возбуждает удивление. Сарра прославляется, как нива, произрастившая народы; Ревекка почитается, как мудрая виновница благословения; Лия величается, как матерь предка (Господня) по плоти; Деввора похваляется, как военачальница, вопреки немощи пола своего; Елисавета ублажается, как ощутившая в себе играние Предтечи и исполнившаяся благодати; (ублажается же) и Мария, как матерь, и раба, и облако, и чертог, и кивот Владыки. Матерь: потому что родила Восхотевшего родиться; раба: потому что в Ней исповедуется природа и возвещается благодать; облако: потому что зачала от Духа Святого бесстрастно от Нее Родившегося; чертог: потому что Бог Слово пребывал в Ней, как в чертоге брачном; кивот: потому что не закон носила, но во чреве имела Законодателя. И так воззовем к Ней: благословенна Ты в женах; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цену искупления мира; одна получила для сохранения сокровище, драгоценнейшее жемчуга; одна прияла во чреве без вожделения и родила без болезни; одна родила Еммануила, как Он Сам восхотел. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего – плод, но не семя; цвет, но не страсть; сияние, но не тварь; сопрестольный, но не меньший; солнце, а не прах; покланяемый, а не сотворенный; цена избавления, а не долг. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего.


Но выше всех похвал глас Пророка: «се, Дева во чреве зачнет» – сказал о чуде, но умолчал об образе исполнения; «и родит Сына» – возвестил рождение (от Девы), но не открыл способа; «и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14) – прорек таинство и возгремел именем (Еммануила), еже есть сказаемо: «с нами Бог» (Мф.1:23); проповедал Бога рождающимся и заградил уста Иудеям. С нами Бог, – и заблуждение уничтожено. С нами Бог, – и обрезание упразднено. С нами Бог, – и демоны бегут. С нами Бог, – и диавол посрамлен. С нами Бог, – и купель не перестает возраждать. С нами Бог, – и цари благочествуют. С нами Бог, – и церкви учащаются. С нами Бог, – и смерть стала сном. С нами Бог, – и мертвые, торжествуя свободу, вопиют: «ни Ангел, ниже ходатай, но Сам Бог пришел и спас нас» (Ис.63:9). Ему слава во веки веков. Аминь.



Примечания:

1Арабск. Alkarem в Фиваиде.

2 Ἀμερουμνῆς – араб. Amir mumini или Калиф.

3Т. е. великаго.

Отсюда видим, что Агнец разрезался на четыре части, – и что дискос с потиром выносились не покрытыми.

5 Μετανοοῦντες – каясь.

6 На котором служили литургию.

7 ἐκέρασας – смешал.

8 Укрепленное и снабженное войсками, посему защищенное от нападения Амерумнеса. По свидетельству Прокопия, Юстиниан на Синае держал большой гарнизон против Сарацин. Migne, ibid. col. 1205, nota.

9 Μετάνοιαν.

10 Σάκκον τρίχινον.

11 Т. е. достойнаго казни преступника, или беззаконника.

12 ἔκειτο – остановилась.

13 Церковь св. Пахомия мученика существовала у коптов в Египте.

03.12.2017, 32  просмотра

.


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Библиотека "Благовещение" Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи Библиотека святоотеческой литературы АЗБУКА ВЕРЫ Яндекс.Метрика
Система управления сайтом Host CMS
Новости Наш Собор Заказные богослужения Храмы и часовни