Собор Михаила Архангела

Преподобный Антиох Палестинский: О долготерпении и гневливости

Все добродетели похвальны и благоприемлемы. Но долготерпеливый и безгневный [человек] – мудр и разумен, небезрассуден и кроток. Таковой во всем украшен и благодаря собственному долготерпению становится добрым примером для ближних, оказывается чадом долготерпеливого Бога, терпящего всегда наши недостатки. Потому что как спокойный источник доставляет всем окружающим приятное питие, так и долготерпеливый муж всем оказывается полезен. Лицо и нрав долготерпеливого всегда спокойны, глаза приветливо смотрят. Ибо долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен (Притч.14:29). Долготерпеливый – тот, кто всегда тих, невозмутим, терпелив, [тот, кто] к собственным (а не ближнего) недостаткам всегда внимателен, заботится о том, как угодить Богу. «Если кто становится долготерпеливым, то Дух Святой обитает в нем чистый и не омрачаемый каким-либо злым духом, но, ликуя, расширяется и вместе с сосудом, в котором обитает, служит Господу с великой радостью. Если же найдет какой-либо гнев, то Дух Святой оказывается стеснен и, не имея чистого места, старается удалиться из-за того, что не имеет места [, где] служить Господу, как желает. Ибо в долготерпении обитает Господь, а в гневливости – диавол. Поэтому, когда оба духа обитают вместе, то плохо и дурно бывает человеку, в котором обитают оба. Так, если взять немножко полыни и положить в сосуд с медом, не весь ли мед испортится? И столько меда пропадает от незначительного количества полыни, потому что теряет сладость и делается горьким и уже неприятен своему владельцу, так как сделался горьким. Итак, видишь, что долготерпение слаще меда и оно угодно Богу? А гневливость и горька, и бесполезна. Итак, если вместе смешиваются гневливость и долготерпение, то долготерпение оскверняется и молитва такого оказывается неблагопотребной Богу. Ибо гневливость, будучи злой, губит рабов Божиих своим действием. Как скоро она увидит людей спокойными, проникает в сердце человека, и оно из-за ничтожных вещей, из-за каких-нибудь житейских дел, огорчается: или из-за пищи, или пустого слова, которое бросил кто-то  напрасно, или из-за даяния. Все это глупо и пусто для рабов Божиих. Но долготерпение велико и крепко, и направляет [к Богу] весело и беззаботно, и прославляет Господа – чуждое всякой горечи, всегда кроткое и тихое. Это долготерпение живет с имеющими всецелую веру. А гневливость безрассудна. Затем от безрассудства рождается огорчение, от огорчения раздражение, от раздражения – гнев. Святой же Дух, будучи нежен и не имея общения с жестоким и лукавым духом, удаляется от такого человека и ищет себе пристанища в долготерпеливом. И становится такой человек пуст без Духа праведного и вообще слеп для благой мысли» [ «Пастырь Ерма». Заповеди.5,2]. Говорит же и Слово: Лучше муж долготерпелив паче крепкаго (Притч.16:32); Якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца испытывает Господь (Притч.17:3), по Писанию. И опять-таки: кроткий муж – сердцу врач (Притч.14:30) и: терпеливый муж угасит суд (Притч.15:18). И еще: Иже щадит глагол произнести жесток – разумен (Притч.17:27). И еще: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд… Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив. Веруй Ему, и Он защитит тебя (Сир.2:1–6). Посему и мы, братия, через долготерпение будем петь с Давидом: Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя: и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен (Пс.138:23–24); Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя (Пс.25:11); И мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век (Пс.40:13). Говорит же и Соломон:долготерпеливый муж премудр. И несмысленному вопросившу от мудрости, мудрость вменится: нема же кто себе творит, возмнится разумен быти (Притч.17:27–28). И: благотворит муж милостивый (Притч.11:17). И Иаков: Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы. В пример злострадания и долготерпения возьмите пророков (Иак.5:7,8,10). И в Евангелии написано: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, что не приняли их самаряне, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк.9:54–56). Ему же слава во веки. Аминь.

29.04.2018, 189  просмотров

.


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Библиотека "Благовещение" Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи Библиотека святоотеческой литературы АЗБУКА ВЕРЫ Яндекс.Метрика
Система управления сайтом Host CMS
Новости Наш Собор Заказные богослужения Храмы и часовни