Вверх
Слава Тебе, многомилостиве Господи! Много ли потрудились, а какую милость получили! Сам Господь с нами и в нас. Сам дал нам иметь то, что обещал: «вселюся в них и похожду» (2Кор.6:16). Вопрошал ли и вас: «Не весте ли, яко отныне храм Божий есте?» (1Кор.3:16) Если верующий имеет свидетельство в себе, не тем ли паче приявший Господа? Держа на руках Младенца Иисуса, праведный Симеон исповедал: «Ныне увидели очи мои спасение Твое» (Лк.2:30). Вам ли не увидеть и не ощутить спасение сие, когда не руками, а душою и сердцем восприняли вы не уничиженного, а прославленного Господа Иисуса? Когда царя ждут в город, знают все, что его нет еще, и желательные свои взоры обращают туда, откуда ждут его, а когда приедет он, все в один голос говорят: «Прибыл! Здесь уже!» Вот и мы со страхом и трепетом ждали Господа и со многою заботою готовились к достодолжному Принятию Его. Се, пришёл Он и принят нами. Да изрекут же все силы естества нашего сие радостное и торжественное исповедание: «Здесь уже!»
Здесь уже, во внутренней храмине души вашей. Не возмутим же покоя Его! И от Него не отойдем, и тревожить Его не станем нестройными движениями! На Нем сосредоточив безмятежное внимание, любительное попечение обратим на то, чтоб отстранить все неприятное Ему и окружить одним благоугодным и чрез это удержать Его навсегда в себе.
Здесь уже, и с Ним все спасительные щедроты Его, которые приносит Он с Собою во всякую душу, приявшую Его. С Ним всепрощение, всыновление и несомненный залог блаженства вечного. Свидетельство чему — в осязательном ощущении духовных благ, составляющих всегдашний след Его присутствия в душах и сердцах, каковы: мир — глубокий мир, который привлекает душу внутрь себя и там удерживает ее так, что ей не хочется смотреть ни на что ни в себе, ни вне себя, кроме Того Единого, Который наполняет теперь Собою всю ее; духовное обрадование — сладость духовная от вкушения Его Самого, Которым отсекаются все сладости иные и производится не равнодушие только, но и отвращение ко всем утехам земным; духовное просвещение — всякой душе нужное вразумление, в котором ясно печатлеется в сознании то определение истины, забытой или покрытой сомнением, то правило жизни, которому нужно дать больше места в делах наших, то предприятие, которое надо начать или кончить с большею энергиею; нравственная сила — чувство мужества, готовность на все дела богоугодные, не жалея сил и не страшась препятствий, по которой душа чувствует внутрь себя безмолвно произносимое слово Апостола: «Кто… разлучит меня от любви Божией?» (Рим.8:35). Никто и ничто, ни муки, ни самая смерть.
Все сие дарует Господь всякой душе-причастнице в большей или меньшей мере. Ни одна не заделяется, всякая получает свое по мере труда, сокрушения и намерения угождать Господу. И это — только семя, только еще слабое предначатие того, что обетовано нам. Не развлекайтесь, не предавайтесь суете, не возвращайтесь вспять. Потерпите Господа и Он еще щедродательнее исполнит вас благих Своих. Нельзя нам всего дать вдруг, потому что не раз уже оказывались мы неверными. Покажем более решительные опыты верности и к данному теперь вмале «придано будет и преизбудет» (Мф.25:29). Господь не мимоходом хочет заходить к нам, но, вселившись, всегда хочет ходить в нас и с нами, как обетовал (2Кор.6:16). Удержим же Его, и дары Его возрастут в нас в меру, до меры полноты их в Нем Самом (Еф.4:13). Удержим, отстранив все, что могло бы понудить Его оставить дом души нашей пустым, и окружив Его тем, что могло бы расположить Его такое милостивое изречь о нас решение: «Здесь покой Мой!.. Здесь вселюся!» (Пс.131:14). А для сего вот что сделаем: хвалебную воздадим Ему благодарность за настоящий неизреченный дар, венец всех даров Его к нам, недостойным, в порядке естества и благодати, себя самих Ему предадим, как Он нам Себя дал, принесем Ему в жертву все способности души, все силы тела, все достояние внешнее, чтоб и на нас, на всем нашем светлелось Его поклоняемое имя и ничего не оставалось, что принадлежало бы не Ему, и чтоб потому всякий из нас мог нелестно сказать: «Живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).
Отселе уже начнем порываться на исполнение того, что обещали Ему в духе сокрушения: на исправление всех своих нравственных недостатков — и в делах, и в чувствах, и в расположениях. Во свидетельство чего и для верности успеха теперь же откажемся от суетных обычаев, бросим дурные привычки, прекратим не ведущие к добру связи, все порядки изменим в жизни своей, чтоб иначе уже держать себя и дома, и в обществе. И это не на малое время, а на всю жизнь, и не в виде пробы, а в силе неизменного закона для всегдашнего поведения нашего. И в решимости нашей в сем отношении не попустим колебаться даже на волос, чтоб и легкого помышления не было изменить
Паче же всего не будем отходить от Него вниманием и, непрестанно зря Его в сердце своем, непрестанною будем обращаться к Нему молитвою, ею всякое дело освящая и Господу посвящая, Ему Единому предавая вседействие в нас и на всякое угодное Ему дело сил от Него испрашивая.
Так настроившись, мы, при помощи Его, явим наконец самое угодное и самое желательное Ему действительное изменение и исправление жизни — цель всех благодеяний Божиих, цель всего устроения нашего спасения и всех наших трудов и подвигов. Не допустим, братие, быть нарушену сему желанию Господа и не сделаем тщетным сего ожидания Его от нас. Не допустим, чтоб эти ноги, учащавшие в храм, снова блуждали по путям стропотным (кривым), чтоб эти руки, воздевавшиеся на молитву о помиловании, снова простирались на запрещенное, чтоб эти очи, видевшие Страшное Таинство, опять стали неправо зреть, чтоб эти уста, принявшие Тело и Кровь Господа, опять стали пустословить, срамословить и хульничать, чтоб это сердце, Господом посещенное, опять предалось непотребным желаниям и стремлениям. На то и Господь с нами и на всякий час помощь Его готова нам. Если мы не сделаем тщетным желания Его, то и Он не сделает тщетным ожидания нашего: и будет плод — освящение наше здесь, а за него вечная радость там.
Если лукавый грех начнет подступать к нам с искушениями, не поддадимся ему, и если усугубит нападения, отвратим себя от него грозным словом Апостола, который говорит: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколько тягчайшему, думаете, наказанию повинен… тот, кто попирает Сына Божия и посрамляет Кровь завета, которою он освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь… Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:26—31).
Итак, со страхом и трепетом приступив к Святым Тайнам, со страхом и трепетом будем и все прочее жития нашего время жительствовать, чтоб всегда с нами пребыл Господь и мы с Ним. Простирай каждый, на всяк час, усердную молитву к Сладчайшему Господу, говоря Ему с горячею верою и преданным сердцем:
«Величие души моей! Радость духа моего! Сладость сердца моего! Сладчайший Иисусе! Буди со мною и во мне всегда, и меня всесильною Твоею десницею удержи с Тобою и в Тебе! Да прилеплюсь Тебе, Господеви моему, во един дух с Тобою, да в Тебе и о Тебе, и Тобою будут все помышления мои, словеса и деяния, без Тебя бо не могу творити ничего! Да не ктому себе живу, но Тебе, Владыце моему и Благодетелю, да все чувства мои душевные и телесные не мне, но Тебе, Создателю моему, работают и все силы мои душевные и телесные Тебе, Искупителю моему, да служат, и все житие мое, до последнего моего издыхания, будет во славу преславного имени Твоего, Боже мой!» (Святитель Димитрий Ростовский). Аминь.
7 марта 1864 года