Алексей Иванович Осипов: "Ты, легкокрылый мотылек, к нам загляни на огонек" 

Кое-что о «технике религиозной безопасности»

 

Речь пойдет о тоталитарных сектах, о методах вербовки, о технологии воздействия на людей и о страшных последствиях всего этого.

 

Никакими угрозами и запретами нельзя удержать человека от вступления в тоталитарную секту, если он сам не осознает грозящей ему опасности. Человека можно только предупредить, рассказать ему, посоветовать, дать ему возможно более полную информацию, чтобы он трижды подумал, прежде чем принять соответствующее решение, ибо умный от дурака отличается тем, что он сначала подумает, а потом сделает, ну а дурак… сами понимаете, поступает наоборот. Очень часто именно отсутствие информации о сектах является причиной того, что человек становится жертвой элементарного обмана. Тот, кто соблюдает правила дорожного движения или техники безопасности, не попадет в аварию и не получит травму на производстве. Так вот, можно сказать, что есть некая «техника религиозной безопасности», и было бы весьма полезно каждому ее знать.

 

Что такое тоталитарная секта?

 

Итак, начнем по порядку. Тоталитарные культы, деструктивные организации, деструктивные секты — это разные названия одного и того же. Слово «тоталитарный» должно быть знакомо. Оно означает «полный, всеобъемлющий». Тоталитарная секта — эта организация, построенная по иерархическому принципу с железной дисциплиной подчинения лидеру (лидерам). Лидер этой организации, используя методы скрытого и явного психологического воздействия, добивается трансформации психики членов своей организации, устанавливает тотальный (отсюда и название — тоталитарные секты) контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях.

 

Технологию деятельности тоталитарной секты можно условно разбить на несколько стадий, на каждой из которых используются свои формы и методы работы. Эти стадии, формы и методы не обязательно присутствуют в полном ассортименте и в строгой последовательности в каждой отдельно взятой тоталитарной секте. В каждом конкретном случае используются те или иные методы и формы, поскольку секты все же различаются между собой. Но важно вскрыть сущность их деятельности, ну а конкретные проявления, конечно, могут варьироваться [1].

 

«Приходите на наше собрание», или Как приманивают рыбу

 

Первую стадию можно назвать стадией внешней (завлекающей) деятельности или внешней вербовки. Вторая стадия — стадия внутренней деятельности с новичками внутри секты (внутренняя вербовка). На этой стадии идет обработка «клюнувших». Самая серьезная и опасная — третья стадия, на которой происходит изменение сознания, установление и закрепление контроля над личностью и формирование ее зависимости от организации и ее лидера.

 

Цель первой стадии — завлечь как можно больше людей, обратить их внимание, заинтересовать. Если кто занимается рыбалкой, тот должен знать, как поступает опытный рыбак. Он старается разбросать как можно больше приманки, чтобы привлечь внимание рыбы, хотя понимает, что не вся рыба окажется у него в садке.

 

Нечто похожее происходит и в деятельности сект, которые используют различные массовые формы агитационно-пропагандистского воздействия. Это может быть расклеивание и раздача листовок, брошюр, рекламных проспектов, в которых будет содержаться реклама данной организации и приглашение посетить семинар, собрание, встречу с указанием адреса.

 

Это может быть устная агитация, различные навязчивые (хотя внешне улыбчиво-доброжелательные) приставания на улице, в транспорте, в подземных переходах. Для этой цели используются уже более подготовленные устные агитаторы, которые, в отличие от просто распространителей, раздатчиков листовок, действуют более избирательно, выхватывая кого-нибудь из толпы или приставая к кому-то  на улице. Грустный, меланхолический, задумчивый вид прохожего может послужить для них сигналом, что это подходящий «клиент». Они пытаются завязать диалог, задавая вопросы типа: «А вы верите в Бога?», «Вы читали Библию?» и т.п.

 

Я уже не говорю о еще более сложных формах работы — организации и проведении той или иной сектой различных культурно-массовых и иных мероприятий (концертов, фестивалей, выставок, даже христианских дискотек и т.п.). Сюда же примыкает и такая форма, как издание и распространение в общественных организациях и государственных учреждениях, включая школы, книг, пособий, программ и т.п. Цель всех этих масштабных и недешевых мероприятий, финансируемых зарубежными центрами, состоит в агитации и пропаганде, создании привлекательного имиджа солидной и влиятельной организации, занимающейся полезной общественной деятельностью и преследующей благородные цели.

 

Спасутся только избранные, или Спешите в «Ноев ковчег»

 

Посмотрим, на чем строят свой расчет ловцы человеческих душ, чем они привлекают наивных и доверчивых людей? Один из основных и излюбленных мотивов — спекуляция на тему скорого конца света (Белое Братство, свидетели Иеговы, секта Виссариона и др.). Нагнетая настоящую истерию вокруг якобы скорого и неминуемого конца света и связанных с ним катастроф и бедствий, сектанты настойчиво внушают мысль о том, что спасутся только избранные (разумеется, что под избранными понимаются только члены данной организации). Остальные же, кто не успеет вступить в этот «Ноев ковчег», построенный в данной секте, в том числе и представители традиционных религий, неизбежно погибнут. Такие доводы могут подействовать на впечатлительных и мнительных людей, испытывающих страх перед завтрашним днем, напуганных сообщениями о катастрофах, землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, взрывах и т.п. Таким людям легко внушить мысль, что все эти стихийные бедствия и катастрофы — предвестники скорого конца света.

 

Могут эксплуатироваться мотивы нравственного порядка. Человеку будут предлагать вариант личностного бытия,. альтернативный образу жизни погрязшего в грехах человечества. Натуры с развитым моральным сознанием, совестливые, задыхающиеся в мире пошлости и фальшивых ценностей, могут среагировать на призывы секты Муна, церкви учеников Христа и др. организаций, специализирующихся на «нравственной» мотивации. Наконец, любителям научно-рационалистических подходов предложат методики, позволяющие якобы оптимизировать сознание, развить свой интеллект, добиться успеха в жизни, научиться с легкостью решать возникающие проблемы, управлять собой и другими людьми. В этом плане особо выделяется церковь сайентологии Р. Хаббарда — одна из наиболее опасных тоталитарных сект, о ней мы поговорим отдельно.

 

Рыбка клюнула

 

Вторая стадия, хотя и имеет общие черты с первой стадией, но все же отличается от нее и по целям и по методам работы. На первой стадии «приманка» разбрасывается для возможно большего числа людей в расчете на то, что если даже один процент из этих людей заинтересуется, «клюнет», то это уже удача. Цель второй стадии — удержать тех, кто «заглянул на огонек», т.е. принял приглашение посетить семинар, собрание, встречу. Для этого необходимо внешний, неустойчивый интерес, возможно, основанный на простом любопытстве пришедших на встречу, превратить во внутренний, устойчивый интерес. Здесь возможен отсев, прежде всего за счет «пустышек», пришедших из праздного любопытства. Это не беда, с точки зрения организаторов, ведь останутся серьезные, ищущие. Трагедия как раз в том, что в сети сектантов попадают, как правило, лучшие, прежде всего, среди молодежи.

 

Методы работы на этой стадии направлены на то, чтобы не спугнуть новичка, дать ему возможность распробовать, почувствовать вкус «наживки» и проглотить ее. Можно продолжить аналогию с действиями опытного рыбака. После того как он разбросал приманку и рыба «проявила» к ней интерес, он ждет поклевки. И вот поплавок стал медленно вздрагивать, первая рыбка начала клевать. Опытный рыбак никогда не станет подсекать сразу, иначе рыбы ему не видать. Он подождет, пока она распробует червячка и проглотит его, и только потом сделает подсечку. Так и ловцы человеческих душ не будут спешить «подсекать» добычу, давая ей возможность получше распробовать и поглубже заглотить наживку. Иными словами, вербовка продолжается и на второй стадии, но уже другими методами — не массово-пропагандистскими, а индивидуально избирательными.

 

Он не выбросил листовку в урну

 

Итак, наш герой (назовем его Юрой) понуро бредет по мокрому асфальту, по которому промозглый осенний ветер гонит желтые листья. Выглянувшее было солнце снова спряталось за серыми непроницаемыми тучами.

 

У Юры прескверное настроение, на душе кошки скребут, все кажется унылым и безрадостным. Мимо спешат люди, каждый занят своими заботами, и никого из них не волнует, что делается на душе 16-летнего парня. В миллионном городе он чувствует себя совсем одиноким, никому не нужным существом. А так хочется с кем-нибудь  поговорить, излить душу, найти если не помощь, то хотя бы понимание и сочувствие. Но увы, никому до него нет дела. Юра поеживается и с тоской смотрит в хмурое осеннее небо. Ни один луч света не прорывается сквозь плотную завесу облаков. Он начинает вспоминать, как все это началось. Да, ровно два месяца назад, в самом начале учебного года в их 10 «В» перевелся из другой школы Денис. Рослый, спортивного телосложения красивый брюнет, раскрепощенный, с чувством юмора он сразу стал лидером в классе, заводилой всех мероприятий. Все девчонки были от него без ума, а ребята сразу признали в нем своего вожака. И Света, с которой Юра дружил уже второй год, с которой вместе ходили в кино, гуляли в парке, даже целовались в тени деревьев, вдруг как будто перестала замечать Юру. Все ее внимание было обращено на Дениса, который тоже заметил стройную, миниатюрную блондинку. Их стали все чаще видеть вдвоем в кино, на дискотеке, на улице. Светка, его Светик-семицветик, с которой они изучали атлас звездного неба, которой Юра с горящими глазами показывал Большую Медведицу, созвездия Кассиопеи, Орла, Ориона, его Светка предпочла этого стройного красавца. Когда Юра это понял, казалось, что все звезды вдруг погасли на небе и в душе у него тоже потух огонек.

 

Ему все стало безразлично. Ребята в классе и раньше подшучивали над романтиком-мечтателем, грезившем о космических полетах и мечтавшем встретить братьев по разуму. Теперь они смотрели на него кто с сочувствием, а кто и со злорадным любопытством, дескать, что, звездочет, твоя звезда улетела в другую галактику. Ощущать все это было для него невыносимо. Начались проблемы с учебой. Юра и раньше учился далеко не блестяще. Теперь же все чаще в журнале стали появляться двойки.

 

Классная, Мария Петровна, все чаще устраивала ему выволочки. Дома родители донимали еще больше. Ему, казалось, что все люди отвернулись от него.

 

А вчера он случайно забрел в церковь, думая, что может быть там он встретит понимание. Но он не знал к кому обратиться за помощью. Священник продолжал службу, совершая непонятные действия и не обращая на вошедшего Юру внимания. Слова на плохо понятном церковном языке слабо доходили до его сознания. А тут еще строгая бабка цыкнула на него, что он держит в церкви руки в карманах. Юра вышел из церкви с еще более тоскливым настроением. И вдруг он вспомнил, что вчера у подземного перехода какой-то молодой парень вручил ему листовку. Тогда Юра машинально сунул ее, не читая, в карман куртки и побрел дальше. Он достал листовку, развернул. Напечатанная крупными красивыми буквами листовка приглашала на какую-то встречу по изучению Библии. Домой идти не хотелось. Немного поразмыслив, он решил пойти на эту встречу.

 

…Итак, наш герой принял приглашение. Приманка сработала, так как Юра по своему психологическому состоянию уже был готов к этому (дошел до кондиции).

 

Продолжим же теперь разговор в неперсонифицированной манере. К этому побуждает и то, что мы договорились дать общую характеристику, раскрыть суть деятельности тоталитарных сект, поэтому персоналии придется опустить.

 

Бомбежка любовью

 

Итак, принявший содержащееся в листовке приглашение «заглянул на огонек». При первой же встрече новичка погружают в атмосферу заботы и подчеркнутого внимания к его персоне, всячески стараясь внушить ему мысль, что он очень интересная личность и что с ним удивительно приятно и здорово общаться. У мунитов (есть такая секта корейского «мессии» Муна — о ней речь впереди) даже существуют соответствующие термины — «бомбежка любовью» и «сэндвич» — когда два опытных сектанта берут новичка в плотную заботливую опеку и не оставляют его своим вниманием ни на минуту. Конечно, не каждый может выдержать такую бомбежку любовью и при этом не растаять, как воск. Особенно если в повседневном общении с родителями, сверстниками он лишен такой любви, внимания и понимания. Вспомним нашего героя Юру, который искал и не находил такого понимания. В церкви, куда он пришел, священник не оставил службу и не заключил его в свои объятья.

 

Цели «любвеобильных» новых друзей новичка — завоевать его доверие, расположить к себе, вызвать устойчивый внутренний интерес к организации, ее доктрине, лидеру, членам секты.

 

У новичка стремятся создать впечатление, что его окружают уважающие и понимающие его друзья, что организация — это его духовный дом, где его ждали и ему рады, будто ему исключительно повезло, что он попал сюда. Он, дескать, очень правильно сделал, что не выбросил их листовку в урну, а прочитал и пришел к ним. На этой стадии тщательно скрываются истинные цели и мотивы секты. Скрытое психологическое воздействие на новичка старательно маскируется. Для закрепления доверия его подробнее знакомят с доктриной. При этом в ход идут прямые фальсификации священных писаний традиционных религий, натяжки, подтасовки. Все это делается в расчете на неосведомленность новичка в вопросах вероучения, и, к сожалению, этот расчет верен.

 

Поэтому с раскрытыми глазами он будет воспринимать доктрину секты, которая на самом деле будет примитивным винегретом, составленным из кусочков вероучений известных религий. Вместо поклонения Богу ему предложат поклонение лидеру, наставнику, гуру как Богу. Но новичок этого, скорее всего, не заметит. Более того, ему будут настойчиво внушать идею об оригинальности и спасительности этой доктрины, исключительности, уникальности организации, божественности ее лидера, которому Бог якобы одному открыл истину и доверил спасти людей (верных) от грядущей глобальной катастрофы. Для более подробного знакомства с доктриной, организацией, лидером ему предложат соответствующую литературу, участие в мероприятиях секты и т.п. Отныне процесс обработки новичка будет идти без остановки. Для того, чтобы усилить воздействие и закрепить доверие, могут использоваться особый культовый язык, создающий атмосферу конспиративности, секретности, таинственности. Это тоже действует, если вспомнить, как в детстве нам нравились игры в войну, шпионов, разведчиков и т.п.

 

Вторая стадия должна подготовить новичка к принятию доктрины секты и сформировать у него твердое желание стать полноправным членом организации (адептом). Уже на этой стадии идет открытое и скрытое психологическое и информационное воздействие, пока мягко и незаметно, чтобы не спугнуть новичка. Ибо если на этой стадии он вдруг прозреет сам или с помощью родителей, друзей, знакомых, то его еще можно практически без последствий «вынуть» из секты. Выйти из секты без последствий на третьей стадии невозможно, ибо здесь уже начинается изменение сознания неофита (новообращенного).

 

Главное — отключить сигнализацию

 

На третьей стадии игры с любовью, заботой и вниманием заканчиваются, поскольку в них больше нет нужды. Происходит изменение форм воздействия. Они становятся гораздо более жесткими, плотными, интенсивными. Но новичок чаще всего не замечает этих перемен. У него уже возник устойчивый интерес, доверие к организации. Начинается массированная внутренняя обработка, имеющая целью трансформацию психики и установление контроля над личностью неофита. На третьей стадии можно условно выделить три фазы: «размораживание», реформирование (перепрограммирование) и «замораживание» [2].

 

«Размораживание» имеет своей целью путем массированного физического и психического воздействия (открытого и скрытого) привести психику неофита в аморфное, диффузное, неустойчивое состояние. Только выведя психику человека из состояния равновесия можно приступать к ее реформированию (перепрограммированию). В этой фазе ( «размораживание») решаются две тесно взаимосвязанных задачи: выведение сознания из состояния равновесия и блокировка его защитных механизмов, прежде всего, критического мышления.

 

Для решения первой задачи применяются следующие формы и методы воздействия:

 

Изоляция. Она призвана максимально сузить круг общения неофита, по возможности изолировать его от семьи и привычного круга друзей и знакомых и замкнуть его общение в рамках секты. Далее осуществляется информационная изоляция, отсечение всякой критической информации. Новичка снабжают только информацией, которую поставляет секта.

 

Ограничение сна. Под предлогом якобы необходимости интенсивных духовных упражнений для быстрого духовного роста и совершенствования сон ограничивается до 4-5 часов в сутки.

 

Строгая вегетарианская диета. Внушается мысль о необходимости очищения, ибо пища, дескать, может осквернять человека (прежде всего пища животного происхождения). Как это контрастирует со словами Христа о том, что пища не может осквернить человека, так как оскверняет человека не то, что входит в уста, ибо оно идет в чрево и извергается вон, а то, что исходит из уст, ибо оно идет из сердца [Евангелие от Матфея. (15:11-18)].

 

Для решения второй задачи, тесно связанной с первой, используются разработанные техники, «останавливающие» мышление. Здесь тоже используются разнообразные приемы и методы, которые эффективно действуют с учетом того, что ограничением сна и питания новичок уже достаточно ослаблен физически и доведен до нужного состояния. А его изоляция дает возможность приступать к «отключению сигнализации», не опасаясь нежелательного противодействия.

 

Очень эффективны здесь будут методы гипнотического воздействия. Необходимо отметить, что лидеры секты, как правило, обладают способностями к гипнозу. Для остановки мышления используются такие приемы, как монотонное говорение, пение, гудение. Следующими методами будут индивидуальные и групповые медитации и «молитвы». К этому следует добавить массированное давление на органы чувств и на мышление в процессе интенсивных занятий в секте (семинары, аудио и видеозаписи, чтение литературы и т.п.). Причем все это осуществляется в комплексе, в одном массированном потоке, который обрушивается на психику неофита. Выдержать такой мощный натиск практически невозможно. В итоге психика новичка приводится в «плавающее», неустойчивое, диффузное состояние с «выключенными» механизмами защиты. Теперь наступает период второй фазы третьей стадии — реформирование. Здесь две взаимосвязанные задачи. Необходимо сначала добиться эрозии ( «вымывания») прежних ценностей, установок и представлений. Это вполне достижимо, так как психика неофита уже «разморожена», размягчена, приведена в аморфное состояние. Вторая задача — внедрение новых ценностей, установок и представлений. Это своеобразная переналадка, или перепрограммирование, сознания.

 

Промывка мозгов

 

Что происходит на первом этапе — «вымывании»? Для того, чтобы «вымыть» прежнюю систему ценностей, необходимо ее обесценить и дискредитировать в глазах неофита. Прежде всего ему внушается мысль, что чувства, инстинктивные ощущения, состояние эйфории, экзальтации, экстаза выше мыслей. Дескать, ум, рациональное критическое мышление с его анализом, сомнениями — серьезное препятствие к непосредственному постижению истины, помеха в духовном развитии. Информационная изоляция новичка отсекает внешнюю критическую информацию, а интенсивная «накачка» нужной информацией и групповое давление отбивают у новичка попытки и способность к критическому мышлению и оценке. Ему внушается, что его родители, прежние друзья и знакомые — это чуть ли не злейшие враги, мешающие его духовному росту. Все, что он ценил и любил раньше, не заслуживает внимания и должно быть отвергнуто как мерзость, грех и т.п.

 

Новичок находится в состоянии неведения и не способен отдавать отчет в происходящем с ним и вокруг него (критическое мышление остановлено, психика «плавает»). Прежние представления утратили для него ценность и смысл. В итоге неофит оказывается дезориентированным, дезадаптированным, лишенным прежних точек опоры, т.е. пребывает в беспомощном состоянии. Но в этом состоянии он находится недолго.

 

Приступить к «загрузке»!

 

Следующий этап фазы реформирования — внедрение в сознание новичка новой системы ценностей. Находящемуся (не по своей воле!) в состоянии беспомощности новичку бросают «спасательный круг» — новую систему ценностей, новую линию поведения, новый образ жизни. Причем новая система ценностей, новая матрица обосновывается не просто как замещение старой, а как нечто действительно спасительное, а потому — сверхценное. Если на этапе знакомства с сектой эти новые для него представления и ценности были просто интересной информацией, то теперь новичок их безоговорочно принимает, они становятся для него жизненными установками, без которых он теперь не может обойтись. Поэтому он счастлив, что избавился помощью новых друзей) от того хлама, который был в его голове, и приобрел нечто совершенно исключительное.

 

На этом этапе происходит усвоение ценностей и норм группового поведения. Секта теперь становится для новичка родным домом. Групповые цели и ценности отныне абсолютно доминируют над индивидуальными. Принадлежность к организации воспринимается им как великая честь и счастье. Формируется поляризованное мировоззрение (синдром «мы — они»). Это выражается в следующих противопоставлениях. Культ, организация — хороши, мир вне культа — плохой. Мы владеем истиной, они погрязли в грехах. Мы спасены, они обречены на гибель. Справедливо, морально, оправдано все то, что идет на пользу организации, и наоборот. Поэтому в условиях конфронтации секты и общества допустимы любые действия против социума, если они выгодны секте.

 

Итак, реформирование сознания, его перепрограммирование осуществлено. Теперь необходимо закрепить, законсервировать, заморозить произведенные изменения, что и достигается на третьей фазе — «замораживания». В этой фазе закрепляется контроль над сознанием и образом жизни новичка, который был установлен на основе размораживания и реформирования его психики. Формы такого закрепления ( «замораживания») можно условно подразделить на положительные и отрицательные.

 

Очень эффективным средством положительного закрепления является инициация (посвящение новичка в адепты, когда он становится полноправным членом организации, безгранично преданным и покорным культу и наставнику). Это, как правило, сопровождается определенными ритуалами, церемониями, клятвами и т.п. Часто символом такого посвящения становится новое культовое имя, которое получает новичок, становясь адептом. Новое имя, сама процедура инициации как бы проводят резкую грань между настоящим и прошлым. Происходит разрыв с прежними интересами, целями, ценностями, с семьей, прежними друзьями, работой и т.п. Все это теперь теряет ценность для адепта.

 

По приказу гуру

 

Помимо чувства безграничной преданности культу и лидеру, готовности слепо и беспрекословно выполнять приказы гуру, у адепта формируется чувство своей избранности (одна из форм позитивного закрепления, вызывающая радость, эйфорию). Принадлежность к культу рассматривается адептом как сверхценность, ради которой можно пожертвовать всем, даже жизнью. Поэтому с легкостью продаются в пользу секты квартиры, имущество, отдаются деньги и т.п. Представь, если в свое время на этапе знакомства с сектой, когда новичка окружали «любовью» и вниманием, к нему подошел бы кто-то  из его новых «друзей» и сказал: «Знаешь друг, подари ты нам свою квартиру, ну, или то, что у тебя есть ценного». Новичок подумал бы или сказал, что, ребята, у вас, мол, не все в порядке с головой. Правильно, потому что тогда он еще не был «загружен», перепрограммирован. Теперь он так не подумает и тем более не скажет, а наоборот, с готовностью, радостью отдаст все, что у него есть, ибо он стал, к сожалению, уже другим человеком. Хотя сам он будет счастлив, что стал другим.

 

И все это ты можешь потерять

 

Но одних положительных форм закрепления контроля над адептом недостаточно. Положительные формы вызывают у адепта положительные эмоции. Отрицательные формы закрепления ( «замораживания»), наоборот, вызывают сильнейшие отрицательные эмоции — страх, чувство вины и т.п. Это гораздо сильнее и эффективнее позволяет лидерам контролировать сознание и поведение адепта и держать его в состоянии зависимости.

 

В сознание и подсознание членов секты благодаря умелой и интенсивной обработке внедряются различные фобии (страхи), которые являются, пожалуй, самой сильной формой зависимости адепта от культа и лидера. Это прежде всего «стратегические» страхи. К ним можно отнести следующие: страх потерять свое «спасение», сопричастность истине, свою избранность, расположение лидеров и членов секты ( «семьи»). К страху потерять нечто сверхценное присоединяется страх получить очень большие неприятности и наказания в случае выхода из культа. Это страх сверхъестественных санкций за отступничество и санкций со стороны лидеров и самой организации. К этому можно добавить страх мыслить самостоятельно и критически, а также страх перед внекультовым миром. Вот они, последствия трансформации психики!

 

Лидеры культа умело поддерживают эти страхи в повседневной жизни секты. Они устанавливают строгие правила и запреты, манипулируют наказаниями и наградами (политика кнута и пряника), поощряют доносительство, устраивают публичные исповеди сайентологов, о которых мы будем говорить ниже, есть даже специальный этический суд). Все это призвано поддерживать у адептов чувство постоянной вины на фоне сверхзначимости декларируемых культом целей и ценностей. Члены секты должны стремиться быть достойными этих целей и ценностей, постоянно чувствовать, что в случае своего неправильного поведения, они могут легко все это потерять. Поэтому у них постоянно присутствует страх, в данном случае это не тот «стратегический» страх, который мы чуть выше рассмотрели. Это страх повседневный, будничный: страх нарушить правила, нормы поведения в группе и т.п. У них постоянно присутствует чувство вины и готовности безропотно понести заслуженное наказание в случае, если они не будут должным образом исполнять свои обязанности, мыслить, чувствовать и т.п.

 

Все это приводит к тому, что адепты попадают в тотальную зависимость (физическую, психологическую, финансовую) от секты и ее лидеров. Лидеры секты (так и хочется назвать их главарями), превратив членов организации в зомби, в послушные орудия исполнения своей воли, используют их для достижения своих корыстных целей, среди которых на первом месте стоят власть (включая в перспективе и политическую власть) и финансовое могущество.

 

Если удастся вырваться, или На всю оставшуюся жизнь

 

Вырваться из этой «мышеловки» чрезвычайно трудно. В исключительных случаях это может сделать сам сектант, если у него достаточно сильная воля и не до конца подавлено критическое мышление. Чаще всего это пытаются сделать родители и друзья сектанта, однако далеко не всегда успешно. Дело в том, что лидеры и сама секта будут этому всячески препятствовать. Да и сам сектант, которого пытаются спасти, будет сопротивляться этому. В том случае, если все же ему удастся вырваться, следы пребывания в секте остаются надолго, я бы сказал, на всю оставшуюся жизнь. Процесс реабилитации и адаптации жертв тоталитарных сект проходит очень трудно, медленно, болезненно. Те, кого удается вырвать из секты, чувствуют себя (особенно в первое время) совершенно неприспособленными (дезадаптированными) в обществе. Это и неудивительно, если учесть, что они были перепрограммированы для жизни именно в секте, а не в социуме. У них подавлена способность самостоятельно и критически мыслить, утрачена свобода воли, принятия решений, контроля над своей жизнью. Многие ведут себя как роботы, продолжая находиться под управлением своих духовных «наставников», могут видеть образ своего учителя, слышать его голос, выполнять его команды. Нередко этот голос приказывает им совершить самоубийство, что они часто и пытаются сделать. Возможен возврат в секту через определенное время. Иными словами, налицо целый комплекс психических расстройств: депрессия, расстройства сна, кошмары, приступы паники и страха, постоянная тревога, галлюцинации и т.п. Впечатляющий букет, не правда ли? Елена Ивановна Скугаревская, доктор медицинских наук, профессор, ведущий специалист-психиатр по реабилитации жертв тоталитарных сект в Республиканской психиатрической больнице в Новинках могла бы рассказать немало трагических историй. 

 

Среди этих жертв более 80% — подростки, юноши и девушки. Вдумайся в эту цифру. «Духовные разбойники» метят в будущее нашей страны — молодежь.

 

Е.И. Скугаревская говорит, что спектр психических расстройств, отмеченных у жертв тоталитарных сект, весьма широк: невротические, неврозоподобные с тревожнодепрессивной симптоматикой, психосоматические, протекающие с массой неприятных ощущений и расстройств со стороны внутренних органов, острые психозы с шизофреноподобной симптоматикой [3].

 

Таким образом, пребывание в секте наносит труднопоправимый урон физическому и, главным образом, психическому здоровью человека. Секты покушаются не только на физическое и психическое здоровье человека, но и пытаются уничтожить в нем личность, лишить свободы, превратив его в зомби, биоробота (внутренняя деструктивность). Покушение на свободу человека — священный дар Творца — характернейшая черта всех тоталитарных сект. Опасность этих сект состоит не только в их внутренней деструктивно-сти (здоровье, личностное начало в человеке, его свобода), но и внешней — разрушение семейно-родственных, социальных и гражданских связей человека с окружающими его людьми. Ради секты по приказу гуру адепты готовы совершить любое преступление, т.е. они становятся социально опасными людьми.

 

Как бы ни была важна проблема реабилитации жертв тоталитарных сект, имеющая социальные, психологические и, к сожалению, медицинские (чаще всего психиатрические) аспекты, гораздо более важной представляется проблема профилактики. Как известно, всякую болезнь легче предотвратить, чем лечить.

 

Все сказанное здесь относительно технологии вербовки и методов воздействия на психику, используемых деструктивными культами, носило обобщенный характер. Это означает, что в каждом конкретном случае могут быть свои нюансы и особенности, которые невозможно уложить в общую схему. Но знание общей сути деятельности деструктивных культов послужит, надеюсь, своевременным предостережением, своего рода «техникой религиозной безопасности», усвоение которой позволит уберечься от соблазна испробовать все «прелести» этой технологии в ее конкретном воплощении. Раньше на столбах линий электропередач висело грозное предупреждение: «Не влезай — убьет!» И это касалось всех и каждого столба в отдельности, даже если на некоторых из них такой надписи не было. Так и в случае с тоталитарными сектами своевременным было бы предупреждение: «Не вступай — назад ты можешь не вернуться!».

 


1Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси. Мн., 2000. С.143-144.

2См. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. С.451.

3Е.И. Скугаревская. Психические последствия воздействия деструктивных неокультов // Беларусь: религиозное сектантство и молодежь. Мн., 1997. С.46.

 

Из книги: «Тоталитарные секты: технология обмана»

секта, Свидетели "иеговы"25.06.2012, 993 просмотра.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых