Вверх
Этот Великопостный праздник по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пятницу вечера.
На приходах Преждеосвященную литургию служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы.
Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий (Вход Господень в Иерусалим) до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.
Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения.
Так, после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор удивися». Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется «Воскресение Христово видевше» — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи.
Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей (страданий)» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в Неделю (воскресенье), а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы.
За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.
В ексапостиларии этого дня, читаемом на «Славу, и ныне» звучат слова ап. Павла (1 Кор.15:55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий (Вербного воскресенья).
Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.
В день Лазаревой субботы совершается литургия святителя Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а «Елицы во Христа крестистеся». По возгласе «Изрядно о Пресвятей…» вместо «Достойно есть» поется задостойник, хотя Типикон о нем умалчивает.
Сегодня, в праздник воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, в соборе Архангела Михаила состоялась Божественная литургия. Богослужение совершил Железногорский благочинный протоиерей Роман Нещерет.
После праздничной службы отец Роман обратился к богомольцам со словами проповеди.
Фото иерея Алексия Мещерякова
Пресс-служба Железногорского благочиния.