Вверх
Уже довольно долгое время около нашего храма, а точнее по его периметру, при входе на территорию Собора Михаила Архангела разгуливают люди — «попрошайки», которые раскладывают шапки для сбора «милостыни»… У прихожан возникает много вопросов и недоумений относительно этих людей: на дворе Великий пост — время строгого порядка жизни, конечно же время милостыни; однако, видя этих «бедных» в пьяном состоянии, люди соблазняются… Так что же делать? Давать милостыню или не давать? Этому положению и посвящена наша статья…
На сайт Собора в раздел «Вопросы священнику» уже приходил вопрос по данной теме: «Нищие или попрошайки»
«Вопрос: Здравствуйте батюшка, благословите.
Подскажите, пожалуйста, вот при храме у нас начали скапливаться люди, которые просят деньги, но я видела их и работающими: они у вас при храме работают? нужно ли/можно ли им давать милостыню? Или они просто попрошайки? Одного из них я видела и с сотовым телефоном, да и они принимают позу просящих — если только увидят кого из далека: подскажите как быть? Ведь в нашем городе есть и бедствующие семьи, и дети больные. Кому тогда лучше подать милостыню? Ведь и при храме просят и вроде как не давать грешно. Но и прочие есть люди, которые возможно нуждаются больше их. Подскажите: эти люди при храме просящие — действительно бедствуют, или они при храме работают, или просто попрошайничают?
Спасибо.
Ответ: Здравствуйте! Бог Вас благословит.
При храме эти люди не работают, а если предлагаешь потрудиться ради тарелки супа, то и не всегда соглашаются. Милостыню деньгами подавать не следует, так как неоднократно эти «нищие» были замечены в нетрезвом виде с сигаретами в зубах. И всё это происходит у церковной ограды. Люди имеют возможность трудиться, но этой возможностью не пользуются. Для них проще сидеть и ничего не делать. Лучше подавать милостыню тем, которые в ней нуждаются. А эти люди обыкновенные попрошайки, которые не могут заставить себя трудиться»
Кто-то стал говорить, что поступивший ответ — жестокий, что так поступать — значит поступить не по-христиански, и начинают приводить цитаты из Писания, святых Отцов, где указано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42); «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7); «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это» (Притч. 3, 27); «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» (Притч. 21, 13).
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Велика сила милостыни… Бедные — врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой», и ещё: «Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие».
Однако, попрошу заметить, что ответ священника нашего Собора НЕ отменял милостыни, лишь было очень четко подмечено: «Милостыню деньгами подавать не следует» (ключевое слово «деньгами»).
От чего же так? Любому верующему известно, что все мы страдаем от страстей и грехов, все заражены ядом греха (все мы грешники), как писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Мы все грешники: всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство». Может действительно и в данном случае люди нуждаются в милостыне, но порабощены грехом. Да, эти «бедные» ходят часто в хорошей, добротной одежде, имеют возможность оплачивать себе сотовую связь, имеют даже телефон с сенсорным дисплеем, чего не всякий горожанин-то в силах себе позволить, тем более наши дорогие пенсионеры, которые кое-как, но умудряются прожить на свою пенсию… Но тот самый яд греха не дает верно использовать свои средства. А на дворе Великий пост, святые Отцы призывают к милостыне, но ведь милостыня это не только деньги. Кто мешает помочь словом? А делом? Ведь можно, зная что при храме нищие, пойти в магазин, купить еды и подать милостыню пропитанием, а можно и не еду принести, а поговорить с ними или помолиться за них, чтобы Господь их восставил от погубляющих их страстей.
Тем более известны слова апостола Павла: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3, 10); в конце 19, начале 20 веков святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых избытков. Аще кто не хощет делати, говорит святой апостол Павел, ниже да яст (2 Сол. 3, 10). Но к вопиющей бедности, происходящей от старости и изнурения сил, от болезни, от бесплодных или мало вознаграждаемых трудов, от действительно трудного положения, от многочисленного семейства, от неурожая хлеба, надо спешить на помощь». А ведь сейчас порой пропагандируется, что милостыню давать нужно в любом случае, не взирая ни на какие условия и причины… Это ложь. Конечно, святые Отцы предостерегают нас, что не нужно предполагать, что «вот тот-то пропьет, лучше я ему не дам», а лучше без исследования подать милостыню, здесь же мы разбираем момент, когда известно, что люди по лености своей просто нахлебники (то есть о которых известно, что они таковы). Христос заповедал нам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). А как же возлюбил Христос? Это долгая и отдельная тема, но разве Бог по головке гладит и говорит: ешьте, пейте, веселитесь, а Царство Божие приложится вам? Нет, но: «Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают е» (Мф. 11,12). И святоотеческое наследие говорит о том, что без труда нельзя ничего добиться. Да, бывают болезни, но Господь от каждого принимает по силам.
Поэтому-то и мы должны поступать из любви к людям, а это проявление любви о Христе так же невсегда, а, даже сказать, очень редко, есть — «сладкий пряник», чаще наоборот. Тот же святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса — должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина… Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью… Только полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия» (Свт Игнатий Брянчанинов: IVтом, Поучение 2-ое в двадцать пятую неделю: «О любви к ближнему»).
А когда мы не заботимся о человеке, когда удовлетворяемся лишь внешней формой милостыни, тогда часто губим и человека, и себя самих. Человека тем, что ещё больший даем повод к его развращению и погибели, толкаем его к адской пропасти лености, сребролюбия и алчности, и себя тем самым губим, прежде впадая в лживое самомнение и дмение (мнение о себе), а временами, что ужасно, соучаствуем в грехе ближнего.
Поэтому взирая на Христа и руководствуясь Писанием и святоотеческим наследием, каждый из нас самостоятельно должен решать когда и как, каким образом подавать милостыню, чтобы она была Богу угодной и спасительной.
Всех же ещё раз поздравляем с Великим постом. Храни Вас Господь!