Вверх
20 июня, в День Святого Духа, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Михаило-Архангельском соборе города Железногорска.
Его Высокопреосвященству сослужили:
исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов),
заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин,
настоятель Михаило-Архангельского собора митрофорный протоиерей Анатолий Кизюн,
настоятель красноярского Димитриевского храма-часовни иерей Виталий Вальтер,
штатные священнослужители Михаило-Архангельского собора и Покровского кафедрального собора Красноярска.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к верующим со словом проповеди:
— Пресвятая Троица, Боже наш, слава тебе!
Вчера был день Святой Троицы. А сегодня мы празднуем особый день третьей ипостаси Святой Троицы — Духа Святаго.
Что же произошло в этот день? Мы все знаем из Священного Писания, и вчера читалось на службе: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян.2:1–11).
Понятие Святой Троицы не так просто воспринять простому человеку: он думает, что это означает «три Бога», но Бог один. И Бог спасает нас, кормит, поит, прощает нам человеческие грехи (ни в одной религии больше нет этого главного — власти прощать и очищать человека от его согрешений, это есть только в святой апостольской Православной Церкви!), и эта власть дана от Бога священникам через апостолов и епископов, чтобы наши души, которые чернеют от греха, ослабляются, которые иногда уже готовы выскочить из тела — получили прощение, очищение.
Священник с этой властью огромнейшей — всего лишь как ходатай перед Богом, как посредник. Он совершает великое дело — отпущение грехов, а значит, врачевание, исцеление души. Для этого Господь и создавал Церковь.
В день Святой Троицы открывается вся милость и любовь Божия, вся забота в тройном действии единого Бога — любви, правосудии и сохранении нашей жизни. Дух Святой, которого мы сегодня вспоминаем — третья ипостась Бога.
Господь является Учителем душ наших и учит духовной жизни. А какими должны быть духовные люди? Духовный человек ищет мира и любви, трудолюбия, ни с кем не ссорится, много терпит, стремится к мирному существованию, отличает добро от зла. В поступках своих духовный человек всегда следует указаниям Господа, и отличается от всего мира.
А не духовные люди — те, кто бывает даже с клобуком, в рясе, но сами далеко стоят от Господа, и уже по пояс или по шею в аду находятся, потому что живут не под диктовку Духа Святаго.
Сейчас мы говорим: «Люди какие стали злые». Становится неприятно. От чего? А от того, что не Духа Святаго люди ищут, а наслаждения сиюминутного, от рюмки до наркотиков, от разврата до убийства и войны.
Но мир стоит, потому что есть верующие люди и есть духовные люди — великие подвижники, которые, как преподобный Серафим Саровский и как Иоанн Кронштадтский, ищут самого общения с Духом Святым.
Без действий этой силы Божией — Духа Святаго человек не может различать, что такое добро, а что такое зло. Поэтому он должен быть верующим и крещеным, он должен причащаться и исповедоваться, он должен подчиняться всем законам, которые установила Святая Церковь, которые записали и дали нам святые апостолы — от одежды до общения с домашними. Когда подходят и говорят: «Батюшка или владыко, не хочу с мужем жить, хочу развестись, полюбила другого», — это не духовный вопрос. Это грех. Это блуд. Или когда говорит человек: «Разрешите молочко кушать в пост, маслице. Да вот
Человек обладает многими дарованиями, знает, как работать, как учиться, как жениться, как рождать детей, воспитывать их. Он найдет себе применение и место на земле в любом состоянии, будь он беден или богат, образован или нет. Когда нет Духа Святаго, ты можешь трижды быть академиком и обладать всеми богатствами и золотом мира, но ты будешь несчастен. И кончина твоя в аду, потому что там нет Бога, а ты живешь без дарований духовных. Дарования уходят, когда мы не подчиняемся Господу и Церкви, когда не следим за дисциплиной своей жизни.
Сейчас большое отступление в мире от Бога. Мы говорим, что только в Европе, но и в России у нас также. То, что все русские люди православные — неправда: сколько русских — баптисты, пятидесятники, или вообще диаволу поклоняются. Сколько пьяниц, наркоманов, блудников, чего не было еще 200 лет назад, потому что изгоняют Духа Святаго, не принимают, не зовут его. А кто был в храме, тот старается идти. Может, и мы плохо с вами идем. Нужно идти на зов Господа и за благодатью Духа Святаго, потому что эта благодать укрепляет наши сердца, укрепляет наш разум, силу и волю, которая обязывает нас жить в любом состоянии и в любом сложном или наоборот самом благоприятном положении в обществе, в семье, просто по жизни.
Господь так любит землю, что и в пустынях жизнь есть, и в лесах, и в дубравах. Но все это предназначено человеку. Духовный человек не будет разрушать жизнь. Он будет ее созидать, что и делали наши предки.
Поэтому, дорогие мои братья и сестры, берегите это призвание, которое вам Господь открыл в виде веры в Бога, в Иисуса Христа, в виде Святой Церкви. Не оставляйте Господа и ни в чем не гневите Духа Святаго. Все делайте с молитвой и с просьбой, чтобы Дух Святой просветил разум, как правильно поступать в любом положении. И Господь будет посылать знак, который укажет, как правильно найти, сделать, поступить и совершить.
В этот день Господь создал Церковь, потому что без Церкви, которая родилась через апостолов, нет спасения. В вашем городе, в Железногорске, очень много сект. Знайте, это не христиане. Это собрание, может быть, верующих, а больше, может быть, в шарлатанстве находящихся, в величайшем обмане. Пусть ни что вас не смущает, этому надлежит быть. Самое страшное, что они не имеют очищения. Очищение может быть только в Церкви на исповеди, на покаянии через власть пастырскую.
Дорожите, и все мы должны дорожить этим великим Божиим даром Духа Святаго, потому что так мы святости на земле достигаем. Достигаем через очищение в исповеди, в покаянии, в причастии. А значит, по дороге спасения мы идем. И будущая вечная жизнь нам открывается. Иначе бы Господь не дал нам радости праздновать Святую Троицу, день Святаго Духа, и духовные очи наши были бы закрыты. У каждого они открыты, даже у того, кто не думает об этом, видя, где спасение, а где погибель.
Дай Господь, чтобы наши духовные очи, наше духовное зрение вело нас по дороге покорности Господу, Евангелию, Церкви, смирению, мужеству сохранять веру и крепость духа в борьбе за жизнь на земле духовную и вечной жизни.
Благослови вас всех Господь! Здоровья вам! Ведь Дух Святой врачует. Врач дает таблетку и оперирует, и мы благодарны. Это Господь дал этот дар. Но без Бога врачевания не бывает. Люди от страшного рака, онкологии лечатся, от туберкулеза или еще от каких-то болезней. Или дети зачинаются и рождаются там, где врачи сказали, что никогда не будет детей. Это не чудо. Это Божья сила. Будем стремиться прилагать усилия, и ничто нам не помешает иметь от Господа то, что мы просим.
Аминь.