Вверх
Мф. XXII:35-46 (зач. 92)
Мф.22:35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Мф.22:36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Мф.22:37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим:
Мф.22:38. сия есть первая и наибольшая заповедь;
Мф.22:39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Мф.22:40. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Искуситель подходит ко Христу вследствие чрезмерной зависти. Когда фарисеи увидели, что саддукеи посрамлены, а Господа за премудрость народ прославляет, фарисеи подходят с целью искусить — не прибавит ли Христос
Мф.22:41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
Мф.22:42. что? вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят ему: Давидов.
Мф.22:43. Говорит им: ка?к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
Мф.22:44. сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Мф.22:45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
Мф.22:46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Так как Мессию считали простым человеком, Господь опровергает такое мнение. Из пророчества Давидова Он раскрывает ту истину, что Он — Господь: открывает им Свое Божество. Фарисеи сказали, что Христос будет сын Давидов, то есть простой человек. Но Господь возражает: «как же Давид называет Его Господом», — а не просто называет Господом, но «по вдохновению», то есть по благодатному дару Духа, получив о Нем откровение. Этими словами Господь не отрицает, что Он — Сын Давидов, но раскрывает, что Он не простой человек, происшедший от семени Давидова. Так спрашивает Господь для того, чтобы фарисеи или сознались, что не знают, спросили Его и узнали, или, истинно исповедав, уверовали, или же, наконец, не найдя ответа, ушли с посрамлением и более не смели бы спрашивать Его.
Блаженный Феофилакт Болгарский