Вверх
Толкование на АПОСТОЛ
1 Тим. 4:9–15 (Недели 32-й) (зач. 285 от полу')
1Тим.4:9. Слово сие верно и всякого принятия достойно.
То есть слово сие истинно и достойно того, чтобы все принимали его, как несомненное. Какое же это слово? То, что благочестие и здесь, и там полезно. Всюду в послании апостол указывает на это, не имея нужды подтверждать, а просто возвещая, ибо слово было к Тимофею.
1Тим.4:10. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго.
Показывает, каково есть благочестие, в котором упражнялись сами апостолы, и удостоверяет, каким образом он имеет надежду на будущую жизнь, говоря: «для того», вместо: посему «и трудимся и поношение терпим». Ибо для чего нам изнурять себя, если бы мы не ожидали будущих благ, которые Бог живый даст нам после смерти? Здесь воины царские, перенесшие многие труды и опасности, часто не получают должного воздаяния, когда случится умереть царю; а наш Царь всегда жив, всегда и воздаст.
Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
То есть всех Он хочет спасти – и здесь, и там. Большее же попечение Он прилагает здесь о верных. Если бы Он не был Спасителем их, то как они устояли бы против всех нападений? Этим апостол побуждает Тимофея к перенесению опасностей. Не унывай, говорит, имея такого Бога, и не проси себе помощи у других, но надейся на Него: жив Бог и Он есть Спаситель.
1Тим.4:11. Проповедуй сие и учи.
Одни дела требуют учения, а другие – приказания. Так, что не должно красть, этому следует не мягко учить, а приказывать, то есть запрещать с особенной силой. Если же говорит о раздаянии имущества, или о девстве, или о том, как должно веровать, то этому необходимо учить. Поэтому апостол и употребляет оба выражения: «проповедуй… и учи». И иначе, когда мы делаем
1Тим.4:12. Никто да не пренебрегает юностью твоею.
Так как юность вследствие общего предрассудка сделалась
Но будь образцом для верных.
То есть будь образцом в жизни, правилом наилучшей жизни,
В слове.
Чтобы говорить с удобством, иметь слово наготове или приготовленным.
В житии.
В обычной жизни и в церковном чине.
В любви.
Любовью, объемлющей всех.
В духе.
Или духовным настроением, или даром благодати, дабы не превозноситься этим даром.
В вере.
Верой правой и не колеблющейся, когда кто верит Богу и в том, что невозможно в естественном порядке.
В чистоте (ἐν ἁγνείᾳ – в непорочности).
То есть в девственной чистоте и целомудрии.
1Тим.4:13. Доколе не приду, занимайся чтением.
Если Тимофею апостол повелевает заниматься чтением Священного Писания, то не должно ли и нам это делать? Сам Павел, несомненно, до конца жизни занимался чтением, внушая это и другим. Апостол утешает Тимофея, сказав: «доколе не приду», ибо это давало надежду, что он скоро увидит учителя, так как, осиротев, он, конечно, искал сердцем Павла. И вот еще для чего он сказал: «доколе не приду» – так как св. Тимофей, будучи молод, многого, конечно, не знал и имел нужду в присутствии учителя, чтобы узнать то от него; то апостол Павел говорит ему: пока не приду, читай Писания, и там найдешь нужные законоположения. А когда приду, передам тебе и прочее.
Наставлением.
То есть уговорами и ободрением чувствующих в себе упадок нравственной энергии.
Учением.
Обращенным ко всем и о всяком деле.
1Тим.4:14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству.
Здесь апостол говорит о даре учительства, который получил избранный епископ. «По пророчеству», то есть по повелению Святого Духа, как выше сказано.
С возложением рук священства.
То есть епископов. Ибо не священники рукополагали епископа. Смотри, какую удивительную силу имеет возложение священнических рук.
1Тим.4:15. О сем заботься, в сем пребывай.
Часто наставляет его в одном и том же, желая показать, что епископу больше всего должно стараться об этом.
Дабы успех твой для всех был очевиден.
Не в жизни только, но и в слове учительском. Смотри, как великим и дивным желает он быть ему даже и в этом.
Толкование ЕВАНГЕЛИЯ
Лк. 19:1–10 (Недели 32-й, о Закхее) (зач. 94)
Лк.19:1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
Лк.19:2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
Лк.19:3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
Лк.19:4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Лк.19:5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
Господь похищает самые крепкие сосуды у диавола и разрушает его города. Ибо смотри, как Он не только мытарей сделал Своими учениками, но и старшего между мытарями Закхея пленяет во спасение. А что мытарь существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных. Однако ж этот старший между мытарями не оставляется в презрении, но оказывает гостеприимство и в воздаяние получает спасение. Ибо когда он пожелал увидеть Иисуса и для сего взлез на смоковницу, Господь усматривает его прежде, чем он сам увидел Его. Так Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность.
Лк.19:6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
Лк.19:7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Иисус, увидев его, повелевает ему скорее слезть, так как Он имеет быть в дому его. Закхей не умедлил, ибо не должно уклоняться, когда повелевает
Лк.19:8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
«Половину имения моего,… Господи, – говорит он, – отдам нищим». Видишь ли горячность? Он начал сеять без пощады и отдал не
Лк.19:9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
Христос благовествует ему спасение. Ныне, – говорит, – ты даешь, ныне тебе спасение. Ибо словами «дому сему», без сомнения, указывает на Закхея, получающего спасение. Под домом разумеется Закхей, потому что бездушное здание Господь не назвал бы сыном Авраамовым, а очевидно назвал так одушевленного хозяина дома. Назвал его сыном Авраамовым, быть может, потому, что он уверовал и оправдался верой, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. Примечай: Господь назвал Закхея сыном Авраамовым теперь, когда увидел в нем сходство в образе жизни. Не сказал Он: потому что и сей сын Авраамов был, но ныне есть. Ибо прежде, будучи старейшиной мытарей и сборщиком податей, а с праведником не имея никакого сходства, он не был сыном его.
Лк.19:10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Поскольку же некоторые роптали на то, что Господь пошел в дом к грешному мужу, то, чтобы заградить им уста, Он говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Таков буквальный смысл.
Но удобно можно изъяснять это и иначе, в пользу нравственности. Всяк, кто старше многих в злобе, мал духовным ростом, ибо плоть и дух противоположны между собой, и потому не может увидеть Иисуса за народом; то есть, смущаемый страстями и житейскими делами, не может видеть Иисуса действующего, движущегося и ходящего. Ибо таковой не ощущает никакого действия, приличного христианину. А хождение Иисуса то и означает, когда Христос нечто действует в нас. Такой человек, никогда не видавший Иисуса ходящего и не испытавший никакого действия, приличного Христу, часто от раскаяния приходит в сознание и взлезает на смоковницу, то есть презирает и попирает всякое удовольствие и приятность, которые означаются смоковницей, и таким образом, возвысившись над собой и полагая восхождение в сердце, усматривается Иисусом, и сам усматривает Его. Тогда Господь говорит ему: «сойди скорее», то есть чрез покаяние ты пришел на высшую жизнь, сойди же чрез смирение вниз, чтобы высокомерие не обмануло тебя. Смирись скорее, ибо если ты смиришься, то «Мне… надобно… быть у тебя в доме». Мне, – говорит, – необходимо быть в дому смиренного. Ибо «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). Такой человек половину имения отдает нищим, то есть бесам. Имение у нас двоякого рода, то есть телесное и душевное. Все телесное праведник уступает бесам, поистине нищим и лишенным всякого блага, но от душевного имения не отступается. Как известно, и Господь говорит об Иове: «только душу его сбереги» (Иов.2:6). Если таковой обидел кого чем, он уплачивает вчетверо. Сим намекается на то, что всякий, чрез покаяние переходящий на путь, противный прежней злобе, четырьмя добродетелями врачует все прежние грехи и таким образом получает спасение. Называется он сыном Авраамовым, так как, подобно Аврааму, он вышел из своей земли и от сродства прежней злобы, поселился вне дома отца своего, то есть вне себя, и отвергся самого себя (ибо он был домом отца своего диавола (Ин.8:44), и таким образом, став вне себя и отчуждившись, получает спасение.
Блаженный Феофилакт Болгарский