Вверх
Если несотворенность – сущность, а сущности ничто не противоположно, то не будет ничего противоположного несотворенности. Если же есть противоположное несотворенности, сотворенность, а сущности ничто не противоположно, то несотворенность не будет сущностью.
ИНОЕ. Если несотворенность – сущность, то по необходимости будет сущностью и сотворенность, а если и то, и другое – сущность, то сотворенность не будет противоположна несотворенности, но тождественна. Ибо сущность не противоположна сущности.
ИНОЕ. Если несотворенность означает сущность Божию, то и сотворенность по справедливости [будет означать] сущность, а не то, что она была сотворена. А когда и то, и другое будет обозначать сущность, то откуда
ИНОЕ. Если несотворенность – сущность, а [слово] «сущность» применительно ко всему говорится синонимически, то [термин] «несотворенность» будет говориться применительно ко всем сущностям или ко всем их подвидам (ἐπὶ πάντων τῶν ὑπ᾽ αὐταῖς). Если же несотворенность применительно ко всему не утверждается, а сущность – [утверждается] применительно ко всему, то как будет одним и тем же сущность и несотворенность?
ИНОЕ. Если несотворенность – сущность, а сущность не бывает лучше или хуже [другой] сущности, то, в соответствии с этим, несотворенность не будет лучше, и ничто не будет хуже ее. Если же несотворенность превосходит всё, то она и не сущность; а если нет, то всё будет превосходить всё; так что несотворенность не будет сущностью.
ИНОЕ. Если несотворенность означает сущность Божию, а не то, что [эта сущность] не была сотворена, то существует необходимость в других для Него именах, способных показать то, что Бог не возник от другой причины, раз несотворенность Божия ничего иного не означает, кроме одной лишь сущности Божией.
ИНОЕ. Если сущность Божия есть нечто единое, а не многое числом, а несотворенность и бесцарственность (ἀβασίΛευτον) [Т. е. неподвластность никакому царю. Ср.: Притч.30:26], и прочие [отрицательные характеристики] – суть многие числом, а не одно, то сущность не будет тождественна несотворенности или бесцарственности.
ИНОЕ. Если несотворенность и сотворенность, и прочее – сущность Божия, тогда как они отличны [друг от друга] по [именующим их] словам, то тогда оной сущности необходимо составиться согласно различным словам, дабы эти слова должным образом говорились бы в отношении ее; а если она не слагается [из разных частей], то, следовательно, сии [наименования] суть обозначения присущих сущности [свойств], а не [именуемой] по ним сущности.
ИНОЕ. Если сущность Божия не ради
ИНОЕ. Если несотворенное (τό άγένητον) возводится к несотворенности (την άγενησίαν), а сущность Божия ни к чему не имеет отношения, то как имеющее некоторым образом отношение к чему-либо будет тождественно ни к чему не имеющей [отношения] сущности?
ИНОЕ. Если Божией сущности ничто не противопоставляется, а несотворенности противопоставляется сотворенность, то как может быть одним и тем же сущность и несотворенность?
ИНОЕ. Если всякая сущность, называемая иной по отношению к иной [сущности], не обнаруживает своего превосходства, пока не присовокуплено имя превосходства, а несотворенность, будучи названа, сразу же являет различие, то как же не безумнейшими будут говорящие, что сущность и несотворенность – одно и то же?
ИНОЕ. Если несотворенность – сущность, то всякая сущность будет несо- творенным, что нечестиво.
ИНОЕ. Если несотворенность – сущность, а сущности свойственно допускать [в себя] противоположности, то несотворенное будет вмещающим в себя противоположности. Если же это свойственно сущности (ведь «творить» (δημιουργεῖν) противоположно «не творить» (μὴ δημιουργεῖν), а уже и не несотворенному (ἀγενήτῳ), ибо ему не случилось возникнуть (γεγονέναι)), то несотворенность не будет сущностью.
ИНОЕ. Если, говоря «сущность» применительно к Богу, они следуют мнению философов, то Богу будет свойственно допускать [в Себе] противоположности. Если же, желая обозначить то, что Бог существует (εῖναι τὸν Θεὸν σημᾶναι βουΛόμενοι), они пользуются именем сущности так же, как и мы, а несотворенность тождественна сущности, то «несотворенность» будет именем, обозначающим бытие Бога, а не само – сущностью.
ИНОЕ. Если всё, что подходит под определение рода и вида без случайных свойств [т. е. акциденций], есть в собственном смысле слова сущность, а Бог не является ничем из этого, то Бог не называется в собственном смысле слова сущностью. Если же «несотворенность» говорится применительно к Нему в собственном смысле (ибо Он не образовался), то тогда уже не [будет также говориться] и «сущность», [ибо] как может быть тождественно точное [выражение] неправильно употребленному?
ИНОЕ. Если же первое и главнейшее названо «сущностью», потому что оно лежит в основании всех случайных свойств, а то, в основании чего Бог, не есть случайное свойство, то и «сущность» применительно к Богу говорится не в собственном смысле слова. Ибо Бог – пресущественный (ύπερούσιος). Если же «несотворенность» говорится применительно к Нему в собственном смысле (ибо Он не сотворен), а не также и «сущность», то сущность и несотворенность – не одно и то же.
ИНОЕ. Если «несотворенность», «бесцарственность» и тому подобные [понятия] параллельно обозначают сущность, а обозначаемые [вещи] не тождественны обозначающим, то не будет одним и тем же сущность с несотворенностью, как и обозначаемое не тождественно обозначающему.
ИНОЕ. Если «несотворенность» была названа [так] не ради того, что не возникла, но ради того, что существует сущность Божия, то и каждая из сущностей была бы несотворенной. Если же есть много сущностей, но они не несотворенные, то не сущность являет собой несотворенность, а превосходство [одной конкретной] сущности.
ИНОЕ. Если только применительно к Богу, как они говорят, несотворенность является сущностью, то она была бы и определением той, коей единственная характерная особенность – несотворенность. Если же нет ни одного определения, которому бы подпадала сущность Божия, то, стало быть, не является применительно к Богу собственным именем (ὄνομα κύριον) и «несотворенность», как не иное что являющее, но одну лишь только сущность Божию.